Skip to content

Словари на CD. 4. Китайская грамота



Обзор сидиромных энциклопедий: Страноведческая энциклопедия

Третий тип энциклопедии фирмы Dorling Kindersley Multimedia – "национальная" (страноведческая). Проанализируем их на примере энциклопедии "Китай".

Как известно, главное средство для путешествия по мультимедийным энциклопедиям – это система поиска. Как же мы "откроем" для себя "великий Китай", если энциклопедия вообще не снабжена полноценной системой русифицированного поиска?

Никак не оговорены принципы отбора материала для энциклопедии. Это, естественно, приводит к бесконечному ряду досадных недоразумений. Что делает здесь, к примеру, статья "Марко Поло"? Все-таки Поло - не китаец, хоть и побывал в заморских странах.

Характеристики исторических эпох в энциклопедии не только не информативны, но порой просто комически бессмысленны. Уже на второй странице появляется характеристика целой эпохи (династии Шан – 1650-1027 гг. до н. э.): "Население страны состояло главным образом из крестьян. Основным средством передвижения были колесницы". Читатель совершенно ничего не узнает из подобных определений. Это все равно, что сказать об Америке новейшего времени, что с 1776 года ее население состоит из фермеров, которые передвигаются на лошадях. Об эпохе "Воюющих царств", которая длилась с 481 по 221 гг. до н. э. сказано, что все это время "Конфуций и другие философы призывали к миру, но их призывы были услышаны гораздо позже". Не смотря на то, что составители энциклопедии много внимания уделяют Конфуцию, кроме того, что он "философ", "мыслитель" и "презирал мирские радости", о нем так ничего и не сказано. Хотя его высказывания по тому или иному поводу присутствует почти на каждой странице. Иногда одно и то же высказывание цитируется несколько раз в разных в местах энциклопедии. Вопреки логике, в разделе "Учение Конфуция" собственно учению посвящена только одна страница. Остальное место занимают статьи никак не связанные с Конфуцием: "Наследники ритуала", "Послание предкам", "Чжоуские колокола", "Фантастический зверь из могилы", "На страже вечного покоя".

Даже когда в энциклопедии дается более или менее достоверная информация, из-за отсутствия системных принципов подачи материала она выглядит комично. Так, здесь сообщается, что китайцы изобрели "упряжь для тягловых животных", "шелк и тачки". Читателю не объясняется, была ли какая-то упряжь в других цивилизациях. Неужели в Древнем Египте упряжи не было? Также непонятьно, какую роль сыграло изобретение тачки в мировой цивилизации.

В энциклопедии допущено множество неточностей при определении важных культурных реалий. Так, в разделе "Религия" в статье "Пагода" последняя определяется как "башня", хотя на самом деле это храм (от инд. бхагават - священный), культовое место, хранилище реликвий.

При наличии множества факультативных сведений в энциклопедии вообще никак не определяются ключевые понятия китайской культуры: инь, ян, даос, даосизм, буддизм, конфуцианство. Есть только определение Бодхисатвы – это, оказывается "нечто вроде буддийского божества". О "религиозной вере" сказано только, что она состояла "из трех учений" и что "хотя и были разногласия из-за религиозных принципов, за веру мало кого преследовали". Выяснилось также, что Лао Цзы "не верил в придуманные человеком законы и обычаи". Как видим, приводимая информация не вполне достоверна и невразумительна.

Многие сведения в энциклопедии противоречивы. В одном месте сказано, что "производство бумаги было усовершенствовано в 105 г. н. э.  Чиновником по имени Цай Лунь.", а в другом, что тот же Цай Лунь ту же бумагу в том же году "изобретает", а не "усовершенствует".

Хронологические рамки в энциклопедии тоже никак не очерчены. Читатель ожидает узнать что-нибудь и о древних китайцах, и о современном Китае. Однако о Китае XX века в энциклопедии просто не сказано ни слова. Попадается кое-где картинки типа фотографии "банкноты достоинством в 1 доллар. 1906г.", иллюстрирующей интересное сообщение  о том, что бумага появилась в I в. н. э., а бумажные деньги - в IX. Четырехтысячелетняя история Древнего Китая представлена десятком дат. Указаны только годы правления династий Шан, Чжоу и несколько других. Зато про средневековую мотыгу они говорят много и художественно. Раздел "Жизнь в деревне" даже украшен иллюстрацией "Крестьяне мотыжат". В энциклопедии много говорится об одежде, домашней утвари, украшениях, орудиях труда и т. п. Совершенно очевидно, что авторов интересовала исключительно этнография средневекового Китая. Истории Китая здесь нет.

Говоря словами самой энциклопедии, "чтобы стать хорошим каллиграфом, нужны годы труда". А ведь в древнем Китае "каллиграфы сами готовили тушь, растирая слегка смоченные палочки или пластины туши до нужной степени вязкости на специальной тушечнице". Так поступали древнекитайские ученые, прежде чем приступить к созданию какой-либо книги. Что делали авторы энциклопедии "Китай"? Какие палочки они перетирали? И почему они не добавляли толченый жемчуг?

Добавим вместо заключения, что великая китайская культура началась с изобретения письменности чиновником Желтого императора прозорливым Цань Цзы, который имел четыре глаза (Мифы народов мира: энциклопедия. Токарев С. А [ред.]. М., 1992. Т. 2. С. 613). Проникнув в глубинный смысл следов птиц и зверей, он перенес их на свитки. Таким образом он изобрел иероглифическую письменность. В первый раз "духи вопили в отчаянии, когда эта тайна открылась людям". Второй раз духи возопили в отчаянии, когда в 1997 году в русском переводе появилась мультимедийная энциклопедия "Китай". Так что, если вы интересуетесь Китаем и любите хорошие словари и энциклопедии, то раздобудьте себе лучше какую-нибудь книжку, например, энциклопедический словарь "Китайская философия" (Титаренко М. Л. [ред.]. М.: Мысль, 1994).

 

Last modified 2005-04-15 04:47