Огонек: Спор философствующих субъектов
воздушные шары спб Декорации из шаров преобразят и гармонично дополнят не только зал ресторана но и квартиру. Воздушные шары по сравнению с традиционными дизайнерскими материалами более доступны по цене. Ткани.
Алексей Плуцер-Сарно изучал язык наркоманов, панков и воров, но с
мудрецами на канале "Культура" разговаривает на другом языке
Фото - Виталий Пустовалов
Как говорил один китайский философ, глупо искать черную кошку на
"Черном квадрате". А может, он выражался и не совсем так. Уточнить
философские мысли теперь можно, включив на канале "Культура" программу
"Черный квадрат". Ее производит Авторское телевидение, и представляет она
собой застольный спор мудрецов.
Мудрецов обычно несколько - философы, писатели, ученые. Они в рамках
интеллектуального ток-шоу рассуждают на темы греха, реальности, любви,
безумия... Помогают им в этом двое ведущих. Один из них - выпускник
философского факультета Тартуского университета, ученик профессора Лотмана,
известный лексикограф Алексей Плуцер-Сарно.
Алексей - автор множества словарей, в том числе "Словаря русского
мата".
Он изучал язык наркоманов, хиппи, панков, бандитов и даже писал о языковых
основах войны на Кавказе. Но Алексей Плуцер-Сарно разделяет свои
лингвистические изыскания и работу на телевидении.
- Впервые вашу программу показали еще летом. Почему потом она пропала из
эфира?
- Первые показы были пробными. Полгода совершенствовали программу. Теперь
у нас и фонари вертятся, и лучшие умы России за столом. Пусть наши гости не
"рейтинговые", но зато они пишут гениальные книги, совершают выдающиеся
открытия и создают, не побоюсь пафосности, будущее России. Академик Гинзбург
получил Нобелевскую премию буквально через месяц после того, как был у нас
на эфире. Наш эфир тут, конечно, ни при чем. Но это показывает, что мы
правильных людей приглашаем. А тема программы была очень жесткая:
"Аморальность в науке".
- За те полгода, что вас не было в эфире, телевидение стало еще более
развлекательным. Высокие рейтинги говорят о том, что именно это людям и
надо. Вы думаете, зрители переключатся на ваше интеллектуальное
ток-шоу?
- Телевидение и должно быть развлекательным. Зрители, как малые дети, им
хочется отдыха и развлечений, которых в нашей жизни чудовищно мало. Но
развлекать - не значит потакать низменным страстям. Вот детям в школе на
уроке, скажем, литературы, тоже нужно рассказывать суперские истории, чтобы
им было по кайфу. Ну там про Пушкина и про Наталью Николаевну, какая она
была одухотворенная телка и как этот козел Дантес нашу гордость, можно
сказать, всю запачкал своими грязными руками. Но у детей есть интерес и к
сексу, и к крови, там, к ужасам всяким. И что, учителю надо потакать этому,
показывать детям на уроке порножурналы и кошек мучить? А сегодняшнее
телевидение так себя и ведет. Сплошные сиськи-письки, кровь рекой, кругом
тупые бандиты колбасятся с ментами, пушки палят, сперма льется рекой.
Вменяемые люди давно уже смотрят только бокс...
- Ага, где никто ни с кем не колбасится... Вы упоминали в одном из
интервью, что ваша программа - это возрождение традиций кухонных застольных
споров советских времен. Но те споры касались еще политических тем, которые
нельзя было обсуждать с экрана. Будут ли у вас споры о политике?
- Ситуация с советских времен перевернулась с ног на голову. Тогда нельзя
было спорить о политике - и сколько угодно о культуре, науке, вообще обо
всем умном. А теперь - наоборот: хоть задушись спорами за политику, и не дай
бог о чем-нибудь умном упомянуть. Тут же вой поднимается: это народу не
понятно, это никому не нужно, вредно и опасно. Мы пытаемся противостоять
этой тенденции, поэтому мудрые речи у нас на "Черном квадрате" - завсегда на
ура, а тупые политические свары невозможны. Но если лучшие философы России
захотят по уму разложить всю политику по полочкам и вывести на чистую воду
кого следует - всегда пожалуйста.
- Вы однажды уже выводили кое-кого на чистую воду. Среди ваших работ есть
такая: "Государственная дума как фольклорный персонаж". В ней в конце 90-х
вы рассматривали выступления депутатов Госдумы как фольклорные жанры: "плач
о погибели земли русской" Зюганова, "балаганные" хохмы Жириновского,
"проповеди" Явлинского... Что сегодня представляют собой речи
политиков?
- У нас теперь однопартийная Дума. Из партий в буквальном структурном
смысле этого слова осталась только КПРФ. Все остальное - это проекты власти.
Очень плохо, что Явлинский не прошел. Это тоже была реальная партия. Мне она
не нравится, но она обязательно должна присутствовать в Думе. Так что
"проповедей", к сожалению, больше не будет. Жанры умерли. Очень хочется
верить, что начнется политическая работа.
- Вы будете приглашать в передачу "Черный квадрат" Жириновского?
- На телевидении есть плохие программы, в которые в качестве гостя сажают
Жириновского или кого-то еще. Как только появляется что-то вызывающе
скандальное, грубо шовинистическое, зловонно националистическое - тут же оно
идет за-ради рейтингов нарасхват именно на самых дурных программах. Как
писал французский социолог Пьер Бурдье в книге "О телевидении", "журналисты
подвергают опасности политическую жизнь и демократию". СМИ действительно
ради рейтингов раздувают истерию вокруг некоторых политически опасных
событий и фигур (Жириновский как раз не очень опасен, он надежный партнер
администрации) и в некоторых критических ситуациях даже лишают власть
свободы выбора. Кто раздул истерию вокруг строительства дамбы в Керченском
проливе? Украинские СМИ. А наши сразу подхватили - рейтинги, блин.
- Стоп! Из вас, кажется, начинает лезть автор словаря. Вернитесь к
телевидению.
- Самая страшная угроза заключается в превращении телевидения из
Искусства в Инструмент политики, бизнеса, да чего угодно. С помощью ТВ можно
покупать, продавать, становиться президентом или депутатом. Но телевидение -
это не информбюро при администрации и не отдел маркетинга и дистрибуции
крупной монополии. Телевидение - это великое Искусство создания
Идеологий.
- Тут вот те, кто, к счастью, лишился инструмента, насаждающего
идеологию, отреагировали на одну из ваших летних программ. В "Советской
России" появилась рецензия, в которой, в частности, говорилось: "Под
набившим оскомину названием... на канале "Культура" начала выходить не
просто очередная говорильня, а "интеллектуальное ток-шоу", которым
заправляет некто Алексей Плуцер-Сарно с внешностью Люцифера да еще в красной
рубашке. Накануне праздника Преображения Господня и второго Спаса,
именуемого в народе Яблочным, интеллектуалы провели никак не спасительную
программу, посвященную войне и искусству. В общем, дискуссии, в которой
родилась бы истина, не получилось". Есть что ответить коммунистам?
- По-моему, это супердоброжелательный отзыв. Так по-доброму они редко о
ком пишут. Поэтому автору от меня спасибо и два тома моего "Словаря русского
мата" в подарок. Дабы язык изучали и в следующий раз попроще писали,
по-нашему, по-русски. Я только не понял, почему они пишут, что у меня
внешность Люцифера? А насчет красной рубашечки, так я на каждый эфир новый
костюм надеваю, причем с фабрики "Большевичка". Так что, по поводу моего
прикида попрошу без намеков! Я сам старый марксист и не позволю марать
доброе большевицкое имя.
- А как вы попали на телевидение, а ваше доброе имя - в титры программы
"Черный квадрат"?
- Разных умных людей, которые случайно забредали на АТВ, снимали на
камеру - это называется кастинг. А потом это все отдали на "Культуру". Там
руководство позырило на это дело и выбрало меня и выдающегося физика Алексея
Семихатова. При том, что я вообще со всеми этими людьми даже знаком никогда
не был. В общем, странная история. Видимо, тоже знаменует какой-то новый
этап на ТВ.
- Что за этап?
- Каналы должны развернуться к настоящему телевизионному искусству,
развлекательному, красивому и вкусному. Нужно уметь соединять попсню и
высокое искусство, как это делают Квентин Тарантино, братья Вачовски или
Питер Джексон.
- К вопросу о высоком искусстве. Вы имеете отношение к Никодиму
Плуцеру-Сарна, у которого был роман с Мариной Цветаевой?
- Никодим - мой дед. Роман с Цветаевой - это неправильно сказано. Тут были не только любовь и дружба, тут было родство душ. Могу процитировать маленький кусочек письма Никодима Марине: "Когда, Маринушка, я держу в руках Вашу светлую головку и вглядываюсь в Ваши зеленые глаза через всю стихию полета страсти, тоски, восторга, чую явственно весь меня поглощающий ритм Вашей души. Это мой собственный ритм - это две реки сливаются... Это мгновения великого освобождения, потери собственных душевных очертаний, чувства одиночества. Я не знаю, где Вы и где я, Вы ли во мне, я ли в Вас... Это полученное от другого неопровержимое доказательство своего бытия - бессмертие". Марина же посвятила моему деду десятки стихов, все эти автографы и посвящения сохранились. Никодим умер вскоре после смерти Марины от разрыва сердца.
Никодим Плуцер-Сарно, 1920-ые гг.
А теперь Маша Распутина по всем телеканалам в одеяниях изысканной путаны поет песню на стихи Цветаевой "Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..." Это стихотворение было посвящено Никодиму. Вот примерно таким образом наше телевидение и занимается профанацией высокой русской культуры.