Skip to content

Огонек: Спор философствующих субъектов

Мечта многих людей Живя в постоянно нарастающем темпе жизни, мы хотим иметь возможность для отдыха и расслабления, где можно после работы погрузить своё тело на удобный диван или кресло, но они не всегда могут подходить для полного расслабления, гораздо удобнее для этих целей подходит кресло качалка.

Огонек. 2004. №06 (4833) Интервью взяла Юлия ЛАРИНА


Алексей Плуцер-Сарно изучал язык наркоманов, панков и воров, но с мудрецами на канале "Культура" разговаривает на другом языке

 Фото - Виталий Пустовалов


Как говорил один китайский философ, глупо искать черную кошку на "Черном квадрате". А может, он выражался и не совсем так. Уточнить философские мысли теперь можно, включив на канале "Культура" программу "Черный квадрат". Ее производит Авторское телевидение, и представляет она собой застольный спор мудрецов.
Мудрецов обычно несколько - философы, писатели, ученые. Они в рамках интеллектуального ток-шоу рассуждают на темы греха, реальности, любви, безумия... Помогают им в этом двое ведущих. Один из них - выпускник философского факультета Тартуского университета, ученик профессора Лотмана, известный лексикограф Алексей Плуцер-Сарно.
Алексей - автор множества словарей, в том числе "Словаря русского мата".
Он изучал язык наркоманов, хиппи, панков, бандитов и даже писал о языковых основах войны на Кавказе. Но Алексей Плуцер-Сарно разделяет свои лингвистические изыскания и работу на телевидении.


- Впервые вашу программу показали еще летом. Почему потом она пропала из эфира?

- Первые показы были пробными. Полгода совершенствовали программу. Теперь у нас и фонари вертятся, и лучшие умы России за столом. Пусть наши гости не "рейтинговые", но зато они пишут гениальные книги, совершают выдающиеся открытия и создают, не побоюсь пафосности, будущее России. Академик Гинзбург получил Нобелевскую премию буквально через месяц после того, как был у нас на эфире. Наш эфир тут, конечно, ни при чем. Но это показывает, что мы правильных людей приглашаем. А тема программы была очень жесткая: "Аморальность в науке".

- За те полгода, что вас не было в эфире, телевидение стало еще более развлекательным. Высокие рейтинги говорят о том, что именно это людям и надо. Вы думаете, зрители переключатся на ваше интеллектуальное ток-шоу?

- Телевидение и должно быть развлекательным. Зрители, как малые дети, им хочется отдыха и развлечений, которых в нашей жизни чудовищно мало. Но развлекать - не значит потакать низменным страстям. Вот детям в школе на уроке, скажем, литературы, тоже нужно рассказывать суперские истории, чтобы им было по кайфу. Ну там про Пушкина и про Наталью Николаевну, какая она была одухотворенная телка и как этот козел Дантес нашу гордость, можно сказать, всю запачкал своими грязными руками. Но у детей есть интерес и к сексу, и к крови, там, к ужасам всяким. И что, учителю надо потакать этому, показывать детям на уроке порножурналы и кошек мучить? А сегодняшнее телевидение так себя и ведет. Сплошные сиськи-письки, кровь рекой, кругом тупые бандиты колбасятся с ментами, пушки палят, сперма льется рекой. Вменяемые люди давно уже смотрят только бокс...

- Ага, где никто ни с кем не колбасится... Вы упоминали в одном из интервью, что ваша программа - это возрождение традиций кухонных застольных споров советских времен. Но те споры касались еще политических тем, которые нельзя было обсуждать с экрана. Будут ли у вас споры о политике?

- Ситуация с советских времен перевернулась с ног на голову. Тогда нельзя было спорить о политике - и сколько угодно о культуре, науке, вообще обо всем умном. А теперь - наоборот: хоть задушись спорами за политику, и не дай бог о чем-нибудь умном упомянуть. Тут же вой поднимается: это народу не понятно, это никому не нужно, вредно и опасно. Мы пытаемся противостоять этой тенденции, поэтому мудрые речи у нас на "Черном квадрате" - завсегда на ура, а тупые политические свары невозможны. Но если лучшие философы России захотят по уму разложить всю политику по полочкам и вывести на чистую воду кого следует - всегда пожалуйста.

- Вы однажды уже выводили кое-кого на чистую воду. Среди ваших работ есть такая: "Государственная дума как фольклорный персонаж". В ней в конце 90-х вы рассматривали выступления депутатов Госдумы как фольклорные жанры: "плач о погибели земли русской" Зюганова, "балаганные" хохмы Жириновского, "проповеди" Явлинского... Что сегодня представляют собой речи политиков?

- У нас теперь однопартийная Дума. Из партий в буквальном структурном смысле этого слова осталась только КПРФ. Все остальное - это проекты власти. Очень плохо, что Явлинский не прошел. Это тоже была реальная партия. Мне она не нравится, но она обязательно должна присутствовать в Думе. Так что "проповедей", к сожалению, больше не будет. Жанры умерли. Очень хочется верить, что начнется политическая работа.

- Вы будете приглашать в передачу "Черный квадрат" Жириновского?

- На телевидении есть плохие программы, в которые в качестве гостя сажают Жириновского или кого-то еще. Как только появляется что-то вызывающе скандальное, грубо шовинистическое, зловонно националистическое - тут же оно идет за-ради рейтингов нарасхват именно на самых дурных программах. Как писал французский социолог Пьер Бурдье в книге "О телевидении", "журналисты подвергают опасности политическую жизнь и демократию". СМИ действительно ради рейтингов раздувают истерию вокруг некоторых политически опасных событий и фигур (Жириновский как раз не очень опасен, он надежный партнер администрации) и в некоторых критических ситуациях даже лишают власть свободы выбора. Кто раздул истерию вокруг строительства дамбы в Керченском проливе? Украинские СМИ. А наши сразу подхватили - рейтинги, блин.

- Стоп! Из вас, кажется, начинает лезть автор словаря. Вернитесь к телевидению.

- Самая страшная угроза заключается в превращении телевидения из Искусства в Инструмент политики, бизнеса, да чего угодно. С помощью ТВ можно покупать, продавать, становиться президентом или депутатом. Но телевидение - это не информбюро при администрации и не отдел маркетинга и дистрибуции крупной монополии. Телевидение - это великое Искусство создания Идеологий.

- Тут вот те, кто, к счастью, лишился инструмента, насаждающего идеологию, отреагировали на одну из ваших летних программ. В "Советской России" появилась рецензия, в которой, в частности, говорилось: "Под набившим оскомину названием... на канале "Культура" начала выходить не просто очередная говорильня, а "интеллектуальное ток-шоу", которым заправляет некто Алексей Плуцер-Сарно с внешностью Люцифера да еще в красной рубашке. Накануне праздника Преображения Господня и второго Спаса, именуемого в народе Яблочным, интеллектуалы провели никак не спасительную программу, посвященную войне и искусству. В общем, дискуссии, в которой родилась бы истина, не получилось". Есть что ответить коммунистам?

- По-моему, это супердоброжелательный отзыв. Так по-доброму они редко о ком пишут. Поэтому автору от меня спасибо и два тома моего "Словаря русского мата" в подарок. Дабы язык изучали и в следующий раз попроще писали, по-нашему, по-русски. Я только не понял, почему они пишут, что у меня внешность Люцифера? А насчет красной рубашечки, так я на каждый эфир новый костюм надеваю, причем с фабрики "Большевичка". Так что, по поводу моего прикида попрошу без намеков! Я сам старый марксист и не позволю марать доброе большевицкое имя.

- А как вы попали на телевидение, а ваше доброе имя - в титры программы "Черный квадрат"?

- Разных умных людей, которые случайно забредали на АТВ, снимали на камеру - это называется кастинг. А потом это все отдали на "Культуру". Там руководство позырило на это дело и выбрало меня и выдающегося физика Алексея Семихатова. При том, что я вообще со всеми этими людьми даже знаком никогда не был. В общем, странная история. Видимо, тоже знаменует какой-то новый этап на ТВ.

- Что за этап?

- Каналы должны развернуться к настоящему телевизионному искусству, развлекательному, красивому и вкусному. Нужно уметь соединять попсню и высокое искусство, как это делают Квентин Тарантино, братья Вачовски или Питер Джексон.

- К вопросу о высоком искусстве. Вы имеете отношение к Никодиму Плуцеру-Сарна, у которого был роман с Мариной Цветаевой?

- Никодим - мой дед. Роман с Цветаевой - это неправильно сказано. Тут были не только любовь и дружба, тут было родство душ. Могу процитировать маленький кусочек письма Никодима Марине: "Когда, Маринушка, я держу в руках Вашу светлую головку и вглядываюсь в Ваши зеленые глаза через всю стихию полета страсти, тоски, восторга, чую явственно весь меня поглощающий ритм Вашей души. Это мой собственный ритм - это две реки сливаются... Это мгновения великого освобождения, потери собственных душевных очертаний, чувства одиночества. Я не знаю, где Вы и где я, Вы ли во мне, я ли в Вас... Это полученное от другого неопровержимое доказательство своего бытия - бессмертие". Марина же посвятила моему деду десятки стихов, все эти автографы и посвящения сохранились. Никодим умер вскоре после смерти Марины от разрыва сердца.

Никодим Плуцер-Сарно, 1920-ые гг.

А теперь Маша Распутина по всем телеканалам в одеяниях изысканной путаны поет песню на стихи Цветаевой "Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..." Это стихотворение было посвящено Никодиму. Вот примерно таким образом наше телевидение и занимается профанацией высокой русской культуры.

 

Last modified 2005-04-13 11:48