Дмитрий Целикин. Преступление и наказание: Ад в ассортименте
лед экран Заказать. Транспарентные LED- экраны. Шаг: Р7/Р9/Р10,56/Р12/Р18/Р20/Р35.
В «Крестах», в клубе, расположившемся в бывшей церкви, издательство «Лимбус
Пресс» устроило презентацию выпущенного им альбома «Татуировки
заключенных».
...Собственно графической части предпосланы автобиография-эссе самого
72-летнего коллекционера и обширная статья крупного московского специалиста
в области тюремной этнографии и лингвистики Алексея Плуцера-Сарно «Язык тела
и политика: символика воровских татуировок».
...Плуцер-Сарно пишет: «Тату — это уникальный язык символов и передаваемые в
устной традиции правила их «чтения». И — пускается в путешествие по сей
terra incognita, систематизируя и анализируя результаты полевых исследований
Балдаева. Однако же при всей бесспорной лингвистической ценности книги к ней
трудно отнестись только как к научному труду, как к ботаническому атласу или
описанию форм бабочек. В издательской аннотации сказано, что в стране, где
«каждый третий мужчина отмотал срок, а каждый пятый его охранял... зековские
наколки являются «открытой книгой» человеческой скорби». Сказано-то оно
сказано, но если уж говорить о скорби...
...Статья А. Плуцера-Сарно полна гибкого, изящного ума. «Тело в современной
цивилизации — самый ценный объект, который нельзя «портить». Татуировка с
такой точки зрения его оскверняет... Но, с другой точки зрения, наоборот,
если тело человека сотворено Господом, то и прописанное на нем имя столь же
священно, как надпись на иконе, как буквенные знаки на христианском кресте.
Вытатуированный «автограф» превращается в живое слово, обращенное к Богу.
Такая надпись как бы содержит в свернутом виде авторское «я», она
конгруэнтна его душе». «Тату — это не просто вырезанный на теле «голос
человека», его реплика, но еще и голос самого тела, голос тела как «вещи»,
предмета, это как бы vox rei. Тело умирает, овеществляясь, и вновь оживает,
как говорящая вещь. Главный признак таких татуировок — «речь» от первого
лица, они как бы обращаются к зрителю. Таковы, к примеру, наколки на ногах
«Вымой, вытри!» или на веках «Не буди»... Очень показательна татуировка,
наносимая на подъемы ног, — «Они тащат меня под конвоем». В ней тело говорит
о ногах как о самостоятельном персонаже». «Не случайно сам процесс
татуирования часто происходит насильственно, когда татуирование (как и
пытка) оказывается способом заставить тело говорить правду... Условность
тела в этом пространстве резко возрастает, а границы личности стираются. Вор
не принадлежит себе, он принадлежит воровскому миру... Тело здесь — лишь
часть воровского языка, языка тату, шрамов, жестов и пыток. А пытка — это
лишь разновидность вопроса, задаваемого телу, это лишь речь вещи, например
речь «пера», обращенная к телу». И наконец: «Только после совершения
соответствующих воровских тюремных обрядов посвящения и нанесения таких тату
юные воры могут начинать свою карьеру. Важность этого обряда усугубляется
тем, что инициация, как известно, есть символическая смерть человека...
Кстати говоря, сама тюрьма символически воспринимается как могила. А
посещение ее — главный этап в жизни вора»...