Шутки Ю. М. Лотмана
Профессиональная ответственность оценочной компании застрахована в компании ОСАО.. Важно отметить, что рыночная стоимость оцениваемого объекта в процессе оценки является расчетным показателем, установленная высокопрофессиональными специалистами в оценочной деятельности. При предоставлении оценочных услуг составляется договор на оказание оценочных услуг с техническим заданием на оценку, где указываются реквизиты заказчика и оценщика, сроки проведения, а также стоимость оценочных услуг.Как-то Юрмих принимал экзамен. Студентка говорила о творчестве Н. В. Гоголя невыносимо медленно, сбиваясь и путаясь. Вдруг Юрмих открывает глаза, останавливает ее и быстро спрашивает: "Скажите, у Тараса Бульбы были дети?" Студентка испуганно, окончательно потерявшись и нерешительно: "М-м. Да…" Юрмих: "Девочки или мальчики?" Студентка: "М-м… Мальчики…" Юрмих (невозмутимо): "Хорошо, продолжайте".
А. Плуцер-Сарно. Портрет Ю. М. Лотмана. Тушь, белый картон. 1984 г.
Во время экзамена по Гоголю Юрмих говорит студентке, у которой от страха так
стучат зубы, что она не могла выговорить ни слова: "Да вы не волнуйтесь, а
если не можете говорить, отвечайте знаками: когда хотите сказать "Гоголь",
делайте так, - тут профессор приставил пальцы горстью к носу и, отодвигая
руку от лица, показывает жестом вместо собственного немалого носа нечто
огромное продолговатое отвислое и загнутое книзу, - А когда хотите сказать
"Пушкин", - продолжал Юрмих, - делайте так, - тут профессор сделал мелкие
кругообразные движения у щек, изображая бакенбарды.
В гостях у профессора кто-то цитировал Пушкина и произнес строчку "В
отъезжие поля с охотою своей…" Тут Юрмих вдруг кашлянул и говорит: "В
отхожие места с охотою своей…".
Саму "похабную" литературу, о которой Юрмих упоминал в лекциях, профессор
читать никому не давал. Вот диалог между профессором и одной из его учениц:
Л. З.: - Юрий Михайлович, дайте, пожалуйста, прочитать Баркова. Ю. М.
Лотман: - Л…чка, что вы, зачем вам? Л. З.: - Юрий Михайлович, но мы же
ученые! Ю. М. Лотман: - С этим можно подождать!
Л. З. рассказывала, что она как-то обратилась к профессору с вопросом о
пушкинских "Стихах, сочиненных во время бессонницы". "А вам зачем?" -
спросил Юрмих. "Ну, - отвечала любимая ученица, - меня интересует традиции
ночной поэзии 18 века, Юнга и прочее. Но у Пушкина, стоящего вне этой
традиции, хорошо обнажаются механизмы этой традиции". "А-а, все ясно, -
невозмутимо отвечал профессор, - ночной поэт с обнаженным механизмом!"
Ю. М. Лотман со студентами
Однажды, после чтения и чаепития, когда профессор был уже болен, и ученики
читали ему тексты вслух, Юрмих говорит З.: "Может быть, Вы хотите отдохнуть,
а потом мы продолжим". З. (придурковато-игриво): "Я, Юрий Михайлович,
отдыхаю только вместе с Вами". Юрмих (с жаром): "Версаль, ну, Версаль!"
Перед началом лекции, в поисках исчезнувшей кафедры: "А где же наш
налой?"
Как-то Женя Пермяков сдавал экзамен. Профессор спрашивает: "Евгений
Владимирович, а что вы читали по пушкинистике?" Тот начинает перечислять:
"Ларису Ильиничну, ваши такие-то и такие-то работы…". Профессор: "Ну, это
все местные святые, а нам бы желательно из синодально утвержденных".
В быту шутки, касающиеся дам могли носить еще более вольный характер.
Помнится, Как-то семинар профессора проходил в большой комнате у него дома.
Все сели в кружок вокруг Юрмиха. И собака Керри тоже села и надолго заснула.
Был доклад О. К. И в этот момент Керри страшно запердела. Все ужасно
оживились и развеселились, а Юрмих говорит, как бы извиняясь: "Керри хотя и
собака, но дама, к тому же пожилая".
Как-то на свадьбе Вадима Руднева в 1977 году Ирочка Аврамец очень сильно
напилась. Но напрочь отрицала это, уверяя, что она абсолютно трезва. Руднев
ей говорит: "Пошли, спросим у Юрмиха, как он рассудит, так и будет". Пошли
спрашивать у Юрмиха. Совершенно пьяные Руднев и Аврамец подошли к
профессору. Руднев нахально спрашивает: "Ю. М., вот Ира утверждает, что она
совершенно трезва, а я говорю, что она абсолютно пьяна, рассудите нас,
пожалуйста". Юрмих театрально выпучил глаза и говорит: "Ну, конечно, она
права. Дама не может быть пьяна!"
На конференции Юрмих говорил в таком демонстративно почтительном тоне об
академике Нечкиной, что спровоцировал Б. Ф. Егорова, который не выдержал,
выбежал на сцену и заметил, что женщина эта была страшным человеком и
сделала много злых дел, сыграв в науке ужасную роль. Но что Юрмих картинно
развел руками и сказал: "Ну, да, но она же дама, к тому же покойная!"
Как-то звонит М. профессору, а тот вместо приветствия кричит "Дура!" и
бросает трубку. М. перезванивает и в ужасе говорит: "Юрий Михайлович, это я,
М.!" На что профессор деланно-иронично смущаясь: "Ах, простите, М-чка, а я
думал, что это опять Г. звонит!"
"- Юрий Михалыч, мы тут среди бумаг Зары Григорьевны отрыли Ваши статьи, что
с ними делать? - Заройте их обратно!"
Юрмих рассказывал, что Зарочка впопыхах на свадьбу забыла надеть юбку под
пальто и обнаружила это уже в ЗАГСе. Там им все настойчиво предлагали
раздеться, но они упорно отказывались, хихикая, и так и остались в пальто.
Когда Юрмих рассказывал эту историю, рядом сидела Зара и пожилой эстонец,
который сказал печально: "Нуу, нитсефоо, ф пеерфый расс этто фсегтаа
смессноо!"
Юрмих говорит: "Слушайте, сейчас итальянцы придут, не пугайтесь". А дело
было уже после тяжелейшей операции, после Мюнхена, профессор был тяжело
болен. Итальянцы чинно зашли, прошли в кабинет и вдруг ровно через минуту
также чинно вышли обратно и ушли. Юрмих, выходя вслед за ними из кабинета и
усмехаясь в усы сострил: "Вежливые попались итальянцы. Приложились к гробу и
ушли!"
Подходит как-то Юрмих с учениками к своему дому. А у него кабинете свет горит. Юрмих (с издевкой): А Лотман все работает!
"Юрмих спешит по улице, страшно торопится. Навстречу П. Х. Т. -
Здравствуйте, Юрий Михалыч! Вы куда так торопитесь? Юрмих быстро
останавливается и долго стоит в задумчивости. - Да, в самом деле, куда же
это я?"
"В центре Тарту Р. подошел к кусту сирени и начал его обламывать. Вдруг
шаги. Р. спрятался в куст. Подходят Юрмих с Успенским и, воровато
оглянувшись, начинают со страшной силой обламывать куст".
"Якобсон и Богатырев поехали в поля, то есть отправились в фольклорную
экспедицию. Идут по деревне. Видят - бабка корову доит. Решили они узнать,
окает она или акает, и спрашивают у нее, показывая на корову: - Бабка, что
это у тебя? - Это? - отвечает бабка невозмутимо - Лёв!!!".
"Пятигорский перед новым годом пошел елку покупать. Идет, уже вечер, елок
нет. Вдруг смотрит, мужик стоит, елку держит. Пятигорский подходит и
спрашивает: "Сколько стоит ваша елка?" "Пять рублей", - отвечает мужик.
Пятигорский расплачивается. Мужчина хватает деньги, отпускает елку и быстро
убегает. Александр Моисеевич изумленно смотрит ему вслед. Потом в
задумчивости берет елку, чтобы ее выдернуть из снега и унести. Но елка не
двигается. Она глубоко и крепко сидит в земле своими могучими корнями".
"Михаил Орлов - красавец, правда, очень рано облысел. Вы это можете видеть на портрете Доу. Здесь <Юрмих погладил себя по лысеющему темени > ничего, а здесь <растопырил кудри на висках> такие, знаете кустики".
"Впрочем, ноздри не входят в инвентарь изящного портрета".
"…Кантемир в незавершенной "Петриде" встал перед вопросом, как изобразить
довольно прозаическую болезнь, которая свела в могилу Петра Великого.
Болезнь являлась запором мочеиспускания. Для этого ему пришлось ввести
аллегорически-фантастическое чудовище с выдуманным итальянским названием,
которое в переводе означает "запор мочи".
Об "Орлеанской девственнице": "Это такая высокая степень хамства, которая
уже превращается в поэзию".
Юрмих о стиле советского литературоведения: "То и дело встречаешь в статьях:
"Пушкин разоблачает Екатерину". Так и видишь: Пушкин раздевает
императрицу".
"То направление, которое связывается с именем Карамзина, не случайно найдет
самоопределение в названии "Мои безделки". Это название шокирующее,
сознательно оскорбляющее литературные вкусы. Вообще, слово безделки для
русского слуха той поры означало не только мелочи, но и что-то не очень
хорошее".
Юрмир о читателе XX века, который может не понимать системы табу ушедших
эпох: "Когда однажды одна учительница спросила: что значит пушкинская
строчка "Погибну, - дева говорит", то школьники в один голос ответили:
Онегин мог сделать ей ребенка".
"Когда Плетнев читал вслух институткам "Евгения Онегина" ("Но панталоны,
фрак, жилет, / Всех этих слов на русском нет"), то девицы заливались краской
и говорили: "Какой ваш Пушкин эн де са, непристойный"
"Если в елизаветинскую эпоху лейб-кампанцы только и знают, что пить,
буянить, да грабить окрестные села <…> (И кто такие братья Орловы, как
не кабацкие буяны?), то в… екатерининскую эпоху ну, конечно, и в карты
играют и отнюдь не святые по части вина, правда, пьют уже в основном
шампанское, но и сонеты пишут, и трагедии сочиняют!"
"Гвардеец конца 20-ых - начала 30-ых годов - это человек поведения весьма
неприглядного".
"Бенкендорф был человек рассеянный, более всего интересовался женщинами и в
государственном совете никогда не появлялся".
"У Орлова было четверо детей от разных матерей. Он их всех собрал вместе и
усыновил, получив на это благословение императора".
"В допетровскую эпоху барин, боярин, имел любовницу. <…> В
послепетровскую - гарем. <…> Жизнь крестьянских девушек в гареме
начиналась с французского языка, платья, чтения Жуковского. Соответственно с
провинившихся снимали французское платье, одевали обратно в крестьянскую
одежду и отсылали в деревню. Дескать "побывали в Европе (которая оказалась
гаремом) не оценили, и теперь отправляйтесь обратно в свой кондовый
православный быт".
"Вы знаете, Руссо своих детей сдавал в приют. Просто сдавал как котят, и
все".
"Три гвардейских забулдыги - братья Орловы. Они интересовали Пушкина, потому
что это те, "жадною толпою стоящие у трона", это герои 1762 года. Положение
их тогда было критическим. Или делать переворот или погибнуть. Все в долгах,
денег на водку никто не дает, в кабаках их держат за пьяниц и буянов. Ну, в
общем… положение то, что называется - революционная ситуация!"
"Вокруг Радищева тоже искали партию. Как это, революционер и вдруг без
партии".
"Возникает народная организация. Вроде мафии. Она, конечно, демократическая
по своей природе. Эти мафиози называют себя карбонариями. Такая массовая
крестьянская организация… В общем, то, что называется партия".
О "естественном перевороте" Руссо: "Предположим, все люди стоят на головах.
Им всем больно и неудобно, но они стоят… И тут приходит мудрец… И он
произносит одну зажигательную речь: - Дураки, - говорит он, - вам же
неудобно. И все точно поняли, что они дураки и сразу перевернулись с головы
на ноги… Никто не станет кричать: "Нет! Я буду стоять на голове!" Или
требовать постепенного перехода: "Вы привыкли стоять на головах, вот сначала
давайте скорячимся!" Нет, переворот произойдет мгновенно… Это истина ясная
как солнце. И уж вполне ясно, что не нужна никакая партия. Партия
сторонников переворота с головы на ноги!"
"Знаете, один гимназист даже написал Л. Н. Толстому, что он, Толстой, живет
кровью и потом крестьян. Какая, простите, кровь? Какой пот? Требовать, чтобы
Толстой вложил свои капиталы в какую-то непонятную народную пользу. Это все
бред какой-то собачий!"
"Михаил Бакунин даже гречневую кашу не мог есть без Абсолютного Духа".
"…похабство… - противостояние французскому жеманству, смелость прямой речи…"
"Просветители были действительно в значительной мере… кощунственными…
Робеспьер и Вольтера считал недостойным, только Руссо подлинный друг народа,
а остальные…- они аристократы и остроумцы. Те, кто острят, те, кто шутят, не
могут быть друзьями народа. Друзья народа это те, кто проповедуют и
призывают, ирония антинародна. И не случайно Парни со своими
антирелигиозными поэмами должен был прятаться по чердакам, по чердакам при
всех правительствах прятался и Маркиз де Сад, потому что как только он
вылезал с чердака, он сейчас же попадал в тюрьму, а между тем это был
сильный ум, и ум, конечно, просветительский. Таким образом, отношение к
святыне было сложным…"
"Феофан Прокопович в царствование Анны Иоанновны пропил жемчуг со своей
митрополии. Спорол и пропил".
Говоря о Табели о рангах, о женских правах, связанных с рангами их мужей:
"Появилось и широко распространилось выражение "дама такого-то класса". По
словам Юрмиха один изумленный иностранец говорил, что в Петербурге, на
Седьмой линии Васильевского острова как-то вечером он "имел удовольствие
любить даму XII класса".
"Духовные потребности женщин вполне удовлетворял церковный календарь. Вместо
того чтобы читать книги - молились". "В моде была женщина крупная, толстая,
дородная, она должна была есть много и с аппетитом. Портретисты той эпохи,
как правило, резко прибавляли в весе портретируемой, подгоняя объект к
идеалу по части толщины и дородности".
"…женские занятия ограничивались балами, танцами и кокетством. Вошло в моду
иметь любовника, что сразу же стало общим правилом. Если у вас нет любовника
- значит вы отстали от жизни!"
"Женщины, для того чтобы парики хорошо сидели, стриглись чуть ли не наголо.
Поэтому все роскошные прически этого столетия <XVIII> - это обман. Они
сделаны из чужих волос. Вообще, в моде той поры царствовала искусственность.
Внешность нужно было изменять. Гулять по улице с собственным лицом было
неприлично. В купеческом мире, например, идеалом красоты считались черные
зубы. Поэтому купчихи, чтобы не ударить в грязь лицом, красили свои зубы в
черный цвет. Так и ходили с черными зубами. Такая мода приводила к тому, что
дамы полностью покрывали лицо толстым слоем белил и румян. В год уходило с
полпуда косметики".
"Граф Ржевуский женился на пленной гречанке. Жена была, можно сказать,
купленной за деньги рабыней. Но дочери были красоты неслыханной. Обе были
коварны, склонны к предательству, авантюрам и преступлениям. Одна сестра
соблазнила Бальзака, а вторая - Пушкина и Мицкевича. Каролина бросила своего
мужа и вела в Одессе весьма скандальный образ жизни, <…> открыто
сожительствовала с начальником южных военных поселений генералом Виттом,
всячески афишируя этот разврат. Что не мешало ей быть тайным агентом. Тут
еще присутствовал Пестель, который хотел жениться на старой деве - дочери
Витта, чтобы получить военные поселения в свое распоряжение. Пушкин пережил
подлинную страсть к этой женщине, шпионке и авантюристке".
О пушкинской эпохе, когда гомосексуальная связь воспринималась как что-то
изысканное: "А женщины - это для кучеров!"