Словари на CD. 1. Размножайтесь с Дорлинг Киндерсли
Шквал недоброкачественной массовой продукции, выпускаемой индустриальными гигантами, вызвал недоверие к широко рекламируемым товарам. Покупатель скептически относится к вещам, выпускаемым миллионными тиражами. Действительно, как можно сделать миллион экземпляров чего-то уникального, ни с чем не сравнимого? Даже языковая метафорика подсказывает человеку, что великолепный шедевр изготавливается в единственном экземпляре. Автомобиль ручной сборки, обед по индивидуальному заказу, костюм сшитый по мерке – предел мечтаний нового потребителя. Это заставляет производителя обратиться к новым способам работы с клиентами. Лучше всех возможности эксплуатации доверия к индивидуальному предложению продемонстрировала компания "Гербалайф". Все очень просто. Вы останавливаете на улице лоха и предлагаете ему баксов за 20 какую-нибудь ерунду, вроде слабенького раствора витаминов, которым красная цена трояк и которые производятся миллионами тонн. Единственное, что для этого нужно – мифологическая история об особых уникальных, а лучше даже магических свойствах товара, индивидуальный подход и нестандартная упаковочка. Конечно, для того, чтобы так работать, необходима сеть "независимых дистрибьюторов", "консультантов" и "координаторов", которые будут ходить по улицам и рынкам и распространять "массовое" как "уникальное", вызывая у рефлексирующих прохожих ассоциации с средневековыми торговцами христовыми слезами, добываемыми тоннами в ближайшем водоеме. Для красоты все это называется "системой прямых продаж". К сожалению, при таком способе распространения исчезает какой-либо контроль за качеством продукции.
Но, что самое поразительное, этот же принцип размножения товара распространился и на интеллектуальный рынок. Так продаются книги, словари, энциклопедии и даже CD-ROM'ы. Качество таких энциклопедий, мягко говоря, чудовищное. Так, например, русский рынок CD-продукции оказался буквально захвачен одной из таких компаний – "Дорлинг Киндерсли", выпускающей стомиллионными тиражами энциклопедии по всем отраслям знаний. Здесь есть энциклопедии "Машин", "Изобретений", "Древнего Египта", "Китая", "Млекопитающих", "Природы", "Рептилий", "Истории христианства" и мн. др. Все они помечены фирменным знаком "DK". Ими уже давно наводнен аудио-видео рынок на Горбушке, книжный рынок на проспекте Мира, они есть на каждом уличном лотке, в каждом магазине, в каждом доме. Издательство это было образовано в 1974 году и торгует своей квазиинтеллектуальной халтурой в 90 странах мира. Только одних книг уже продано около 300 миллионов экземпляров! Издатели считают, что их энциклопедии "оригинальны и непохожи ни на какие другие". Ниже мы попытаемся продемонстрировать на примере трех CD-ROMных энциклопедий различных типов "оригинальные" их особенности и посмотрим, на что они "похожи", а на что – нет.