Skip to content

Матерная литература XVIII века

Внутриушные слуховые аппараты располагаются в наружном канале и ушной раковине.. Внутриушные слуховые аппараты изготавливаются индивидуально по слепку уха. В зависимости от индивидуальных особенностей уха человека слуховой аппарат может занимать всю ушную раковину либо ее часть. Корпус внутриушного слухового аппарата вмещает всю электронику, батарейку, усилители и микрофоны.

Часть 1. Иван Барков и барковиана

Мы не имеем значительного корпуса текстов, отчетливо атрибутируемых И. С. Баркову, кроме, разве что, его переводов. Выявить все оригинальные его тексты  в составе рукописных сборников "Девичьей игрушки" не представляется возможным [1]. Между тем И. С. Барков в ХХ веке стал одним из самых популярных, читаемых и издаваемых русских писателей XVIII века. Конечно, это выглядит парадоксальным, поскольку принадлежащих его перу текстов как бы и нет, а есть только миф о нем. Уже в начале ХХ века выходили сотни изданий, на титуле которых стояло имя Ивана Баркова [2]. Начиная с последней трети XVIII века и до сегодняшнего дня его обсценные сочинения распространяются всеми возможными способами в тысячах рукописных списков, ксерокопий, машинописных перепечаток, электронных версий и т. п. Только за последние 10 лет вышло около десятка его однотомных собраний сочинений [3]. Таким образом, рукописная традиция обсценной литературы в конце ХХ веке перестала быть рукописной. Тексты распространяются теперь и в рукописном, и в электронном, и в машинописном, и в печатном виде. Так  называемая "потаенная" литература вышла на поверхность, стала всеобщим достоянием. Эту обсценную литературу, в том числе и "барковиану", можно приобрести в любом магазине или скачать в интернете. Однако она продолжает распространятся и в рукописном виде. Итак, обсценных "Сочинений Баркова" как бы не существует, есть только "барковиана".

Тут  нужно сразу оговориться, что термин "барковиана" исследователи употребляют в разных значениях. Так, А. Л. Зорин справедливо рассматривает "барковиану" как составную часть "Девичьей игрушки": "Девичья игрушка" действительно неоднородна. Прежде всего, в различных экземплярах попадаются тексты, вовсе не имеющие отношения к барковиане и объединенные только пожалуй, своей принадлежностью к литературе, создающейся без расчета на печатный станок" [i]. В несколько более расширенном значении говорит о "барковиане" В. П. Степанов: "...традиционный комплекс "сочинения Баркова" следует рассматривать как "барковиану", в которой Баркову принадлежит лишь ограниченное количество произведений" [ii]. Несколько нетрадиционное понимание термина демонстрирует А. А. Илюшин: "...к барковиане относят М. Д. Чулкова, В. Г. Рубана, И. П. Елагина, а также анонимных стихотворцев" [iii]. Может показаться, что исследователь подразумевает под "барковианой" чуть ли не все тексты, созданные Барковым и его современниками в русле новой традиции. В то же время не представляется вполне ясным значение термина "барковщина", параллельно употребляемого цитируемым автором. А. Л. Зорин обозначает этим термином тексты, созданные разными авторами и в том числе А. В. Олсуфьевым. Н. Сапов в статье "Барков доволен будет мной!": О массовой барковиане XIX века" подразумевает под "барковианой" уже чуть ли не все обсценные тексты прошлого и говорит о "достаточно развитой традиции полупрофессиональной барковианы, разнообразной по жанрам, темам и стилю" [iv], о "классической" барковиане XVIII века" [v], о "ранней барковиане" [vi], о "поздней барковиане" [vii], "о традиции русской барковианы XIX века" [viii], о том, что "начало и конец века имеют совершенно разные "главные" тексты барковианы" [ix] и даже о том, что традиция барковианы жива и сейчас [x]. Н. Сапов пишет, что М. Н. Лонгинов был "знаток барковианы, внесший и сам в нее заметную лепту" [xi]. Действительно, если писатель XIX века может "внести лепту" в "барковиану", значит, этим термином обозначается не корпус текстов, приписываемых Баркову, а нечто иное.  При таком подходе границы данного термина предельно расширяются. Наиболее последовательными нам представляются позиции А. Л. Зорина и В. П. Степанова. "Барковиана" – это не любые тексты любого столетия, кем-то приписанные Баркову. "Барковиана" это корпус текстов, встречающихся в ранних списках "Девичьей игрушки" и предположительно атрибутируемых Баркову. В этом значении мы и будем употреблять данный термин. Поздние тексты, тиражируемые под именем Баркова будем именовать "псевдобарковианой".

Забавно, но сам термин "барковиана" позаимствован как бы из языка объекта. Сами авторы-переписчики называли свои собрания "барковианой", реже - "барковщиной" [4]. Но приписывание текстов Чулкову, Ломоносову, Сумарокову, Елагину, Олсуфьеву или Баркову в сборнике, озаглавленном переписчиком как "Сочинения Баркова", свидетельствует о том, что уже для самого переписчика атрибутация текста носила более чем условный характер. Имя Баркова стало просто жанрово-тематическим кодом. Это просто традиция озаглавливать рукопись тем или иным способом. Издатели лучшего тома барковианы – А. Л. Зорин и Сапов не случайно назвали его "Сочинения Баркова". Составители просто следовали устоявшейся литературной традиции. Единственное, что может показаться спорным в  этом уникальном издании – его текстологические принципы.

 


 

[1] Например, список, озаглавленный "Девическая игрушка или Собрание сочинений г на Баркова" и хранящийся в ОР РНБ (Шифр: Q 14) содержит более 170 текстов, из которых ни один не может быть достоверно атрибутирован И. С. Баркову, и лишь несколько текстов могут быть атрибутированы ему предпооложительно, как например, "Приношение Белинде", "Ода Приапу", "Дурносов и Фарнос", "Ода мудам", "Сражение между хуем и пиздою о первенстве" и еще два-три текста.

[2] Например, только в "Публичке" хранилось множество книжек, выходивших под именем Ивана Баркова отдельными изданиями: Барков. Брак юной девицы. М., 1912. (43. 12. 9. 455). РНБ; Барков. Горе от ума. М., 1912. (37. 41. 10. 173). РНБ; Барков. Сладкий секрет (признание девушки). М., 1910. (34. 87. 6. 600). РНБ. Утрачено 1940; Барков. На вдовьем положении. М., 1911. (18. 279. 8. 188). РНБ. Утрачено 1941; Барков. В спальне новобрачных. М., 1912. (43. 12. 9. 454). РНБ. Утрачено 1957; Барков. Невинная девушка в цепях насилия. М., 1911. (37. 37. 11. 816). РНБ. Утрачено 1954; Барков. Анекдоты. Б. м., 1914. (37. 70. 7. 48). РНБ. Утрачено 1948; Барков. Анекдоты Баркова. М., 1911. (18. 279. 8. 299). РНБ; Барков. Вдовушка. М., 1912. (43. 12. 9. 390). РНБ; Барков. Чем я мужу не жена. М., 1911. (43. 12. 9. 290). РНБ; Барков. Чем я мужу не жена. М., 1912. (43. 12. 9. 388). РНБ; Барков. Я вдовушка. М., 1911. (37. 44. 10. 222). РНБ; Барков. Я женщина. М., 1912. (43. 12. 9. 456). РНБ; Барков. Я среди разврата. М., 1913. (43. 16. 9. 389). РНБ; Барков. Темною ночью. СПб., 1909. (34. 50. 7. 1176). РНБ; Барков. Тайны бульварных аллей. М., 1912. (37. 41. 10. 171; 18. 256. 9. 65). РНБ; Барков. Тайны бульварных аллей. М., 1911. (37. 44. 10. 406). РНБ; Барков. Сладкий секрет. М., 1912. (18. 256. 9. 66). РНБ; Барков. Скандал в женской бане. М., 1908. (18. 277. 8. 192). РНБ; Барков. Русалка. М., 1911. (20. 87. 9. 330). РНБ; Барков. Рассказ Луки Медового про жизнь веселую. М., 1912. (43. 12. 9. 398). РНБ; Барков. Рассказ Луки Медового про жизнь веселую. М., 1910. (37. 37. 11. 239). РНБ; Барков. Потерянная честь в петровском парке. М., 1912. (43. 12. 9. 399). РНБ; Прелести медового месяца. <Б. м.>, 1914. (18. 280. 8. 138). РНБ; Пташка. М, 1911. (20. 104. 8. 377). РНБ; Барков. Потерянная честь в петровском парке. М., 1911. (34. 44. 10. 221). РНБ; Барков. Под красным фанарем. М., 1909. (34. 82. 4. 806). РНБ; Барков. Плач обманутого мужа. Одесса, 1910. (20. 107. 8. 69). РНБ; Барков. Первая ночь. М., 1912. (43. 12. 9. 389). РНБ; Барков. Ночь любви. М., 1912. (37. 41. 10. 172). РНБ; Барков. Ночь любви. М., 1911. (37. 37. 11. 760). РНБ; Барков. Невинная девушка в цепях насилия. М., 1913. (37. 54. 8. 9). РНБ; Барков. На вдовьем положении. М., 1912. (43. 12. 9. 387). РНБ; Барков. Мечты девушки. М., 1911. (37. 37. 11. 762). РНБ; Барков. Замоскворецкая красавица в объятях страсти. М., 1911. (18. 275. 5. 425). РНБ; Отец Прохватий. (Эс 2709). РНБ

Барков. В страстях жизни. М., 1913. (18. 256. 9. 101). РНБ; Барков. В спальне новобрачных. М., 1911. (37. 37. 11. 761). РНБ; Барков. Ах как сладко мне. М., 1912. (43. 12. 9. 391). РНБ; Барков. Первый день медового месяца. <Б. м., б. г>. (34. 106. 3. 153). РНБ;

[3] Причем нынешние издания именуются "Сочинениями" и "Собраниями сочинений" как и списки двухсотлетней давности. Так, например, в Петрозаводске в 1992 году вышло миниатюрное "Собрание сочинений" И. С. Баркова. А в Отделе рукописей "Публички" харнится рукопись, озаглавленная: "Собрание разных сочинений Г. Баркова 1802 года" (шифр: НРСК.1929.737/1943.67). Причем, во всех такого рода сборниках встерчаются одни и те же тексты, заведомо не имеющие к Баркову ни малейшего отношения. Петрозаводское издание содержит чуть ли не полсотни текстов, имеющихся в списках конца XVIII - начала XIX вв.

[4]Список под названием "Барковщина" хранится в ОР РНБ. Шифр: НСРК. 1929. 739. На списке стоит имя коллекционера: "G.V. YUDIN". Бумага - без вод. зн.



[i] Зорин А. Л. Барков и барковиана: Предварительные замечания // Литературное обозрение. 1991. N11. С. 19

[ii] Степанов В. П. Барков // Словарь русских писателей XVIII в. Л., 1988. С. 61

[iii] Илюшин А. А. Ярость праведных: Заметки о непристойной русской поэзии XVIII-XIX вв. // Литературное обозрение. 1991. №11. С. 9

[iv]Н. С. Сапов. "Барков доволен будет мной!": О массовой барковиане XIX века // Под именем Баркова: Эротическая поэзия XVIII - начала XX века. Сапов Н. С. [сост., ст., прим.]. Богомолов Н. А. [ст.]. Сажин В. Н. [подг., комм. к "Душеньке"]. М.: Ладомир, 1994.   С. 7

[v]Там же, с. 7

[vi]Там же, с. 6

[vii]Там же, с. 12

[viii]Там же, с. 5

[ix]Там же, с. 10

[x]Там же, с. 19-20

[xi]Там же, с. 12

Last modified 2005-04-25 11:42